Речевая тема: Спорт – это тоже игры по правилам Цель: • сформировать представление о лексическом значении слова и его признаках; • научиться пользоваться толковым словарём; • обогатить лексический запас словами на определённую тему; • развивать творческое воображение и способствовать его воплощению; пробуждать желание заниматься спортом. Оборудование: компьютерная презентация (слайды), толковые словари, условные микрофоны. Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Урок - ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой». Учебник: Н.Баландина, К.Дегтярёва, С.Лебеденко. «Русский язык, 5 класс». – Знания Украины, 2005. Ролевая установка: ученики – журналисты спортивных изданий. Они готовятся к пресс-конференции с прославленной спортсменкой. Подготовка к уроку: ребята должны придумать названия газет, журналов, радио- и телепередач, сайтов и продумать вопросы для пресс-конференции. Содержание урока
Слова человека – мерило его ума.
(Арабская пословица).
I.Речевая разминка. Проверка домашнего задания Хоровое чтение считалки наизусть. Жить не просто королям, Если денег «по нулям». Чтоб настала благодать, Надо что-нибудь продать. Раз – корону, Два – дворец, Три – солёный огурец. Наш король сердит, беда, Разбегайтесь кто куда! (Н. Стожкова) II. Упражнение «Вспомним изученное» Задание: дополнить предложения: • Лексикология – это …(наука о лексике). • Совокупность слов русского языка называется …(лексикой). • Слово – основная значимая …(единица языка). • В лексикологии слова изучаются как …(названия предметов).
III. Уяснение необходимости получения новых знаний. Озвучивание темы, целей и задач урока 1.Учитель: -Кто мне может объяснить, что такое интервью? пресс-конференция? Справка. Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа одного журналиста с каким-нибудь лицом. Пресс-конференция – собрание многих журналистов для беседы с важным лицом. -Мы с вами назвали слова «интервью», «пресс-конференция» а то, что они обозначают, определили с трудом. Арабская пословица гласит: «Слово человека – мерило его ума». Давайте продолжать обогащать ум новыми знаниями и развивать творческое воображение. Для этого на уроке будем изучать слова как названия предметов, учиться пользоваться толковыми словарями и играть в ролевую игру «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой». Помните: вы журналисты спортивных изданий и вам нужно хорошо подготовиться, чтобы взять интервью у знаменитости. 2.Письменная фиксация темы урока в тетрадях и домашнего задания в дневниках. (Слайд 1) IV. Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками Ролевая ситуация: подготовка к пресс-конференции с известной спортсменкой. 1. Сообщение учителя о лексическом значении слова.(Слайд 2) Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. 2.Практическая работа. • Словарь: интервью, пресс-конференция, спорт, спортсмен, спортсменка. (Слайд 3) Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма. • Упр. 256. Что вы представляете, когда произносят слово «пловец»? • Упр.257. Мини – викторина «Назовите слово по указанным лексическим значениям» - индивидуальная домашняя работа. 3.Слово учителя о признаках лексического значения слова. (Слайд 4) Признаки описания лексического значения слова -Что это? (Человек, предмет, игра…) -Его (её) роль, назначение, суть?.. 4. Практическая работа. • Наблюдение за признаками описания лексического значения слова «судья».(Слайд 5) -Человек. -Это тот, кто судит игру. • Упр. 258. Выделить существенные признаки при определении лексического значения слова «футбол». (Спортивная командная игра. Состоит в том, что игроки стараются ударом ноги загнать мяч в ворота противника.) 5. Знакомство с переводным и толковым словарями (Теория В). 6. Работа с толковыми словарями (упр.260). Задание: сформулировать самостоятельно лексическое значение слова «боксёр», затем проверить по словарю, правильно ли его определили. 7. Учитель о построении словарных статей. (Слайд 6) Бадминто`н -а, м. – Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому. 8. Чтение диалога по ролям (с. 122). О том, что нужно делать, чтобы играть по-настоящему. 9. Запоминание слов из таблицы «Советуем запомнить!» (Слайд 7) в баскетбол мячом в футбол мячом Играют (во что? чем?)_ в волейбол мячом в теннис мячиком и ракеткой 10. Письменная работа. Задание: составить и записать предложения со словами из таблицы «Советуем запомнить!» (Баскетболисты играют в баскетбол мячом. Футболисты играют в футбол мячом. Волейболисты играют в волейбол мячом, а теннисисты играют в теннис мячиком и ракеткой.) 11. Рассказ ученика о сущности гандбола – индивидуальное домашнее задание. V. Ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой» 1.Учитель: -Уважаемые журналисты! На встречу с вами приглашена серебряный призёр Кубка Украины по ушу-саньшоу спортсменка Елена Осьмирко. Прошу поприветствовать её (ученики встают). Об успехе ученицы 9-В класса нашей школы Лены Осьмирко жители нашего города узнали из газеты «Новый город» ( №48, от 25 ноября 2010 года) - демонстрируется издание. Это издание поместило на одной из своих страниц поздравительную заметку и фото спортсменов, прославивших наш город. Среди талантливых спортсменов мы видим и Елену. (Слайд 9). От вашего имени, уважаемые журналисты, я поздравляю Лену с высокой наградой и попрошу её ответить на ваши вопросы. 2. Вопросы «журналистов» с опорой на таблицу «Советуем запомнить! Формулы привлечения внимания и запроса информации» (с. 124 учебника). VI. Итоги урока 1.Рефлексия -Интересно ли вам было работать на уроке и почему? -Кто из вас играет в спортивные игры и что вас в них привлекает? -Что бы вы хотели сказать тем, кто ещё далёк от спорта? 2.Словарь: интервью, спорт, спортсмен, спортсменка, пловец, судья, переводной словарь, толковый словарь, футбол, боксёр, бадминтон, гандбол, ушу-саньшоу. -Какие из слов называют людей? Игры? -По каким словарям можно определить лексическое значение слова? (По переводному и толковому словарю.) 3.Оценки за урок. VII.Домашнее задание 1.П.24 (выучить теорию). 2.Упр.266, 267, 269 (письменно, по выбору). 3.Упр. 272 (диалог, устно), 270 (рассказ, устно) – индивидуальные задания. Завантажити урок можна ТУТ Завантажити презентацію для уроку можна ТУТ
|