Неділя, 2024-04-28, 11:31:22Вітаємо Вас Гість | RSS
Ладижинська загальноосвітня школа №2
Меню сайту
Категорії розділу
Фізика [6]
Математика [23]
Історія [10]
Іноземна мова [14]
Початкова школа [62]
Російська мова [7]
Позакласна робота [40]
Географія [2]
Біологія [2]
Готуємось до виступів [20]
ОБЖ [6]
Фізичне виховання [13]
Українська мова та література [8]
Трудове навчання [2]
Проектна робота [1]
Світова література [2]
Проблеми, над якими працюють вчителі [1]
Хімія [2]
Міні-чат
200
Хто на сайті
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей


Головна » Статьи » Російська мова

Лексическое значение слова
Речевая тема: Спорт – это тоже игры по правилам
Цель:
• сформировать представление о лексическом значении слова и его признаках;
• научиться пользоваться толковым словарём;
• обогатить лексический запас словами на определённую тему;
• развивать творческое воображение и способствовать его воплощению; пробуждать желание заниматься спортом.
Оборудование: компьютерная презентация (слайды), толковые словари, условные микрофоны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Урок - ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».
Учебник: Н.Баландина, К.Дегтярёва, С.Лебеденко. «Русский язык, 5 класс». – Знания Украины, 2005.
Ролевая установка: ученики – журналисты спортивных изданий. Они готовятся к пресс-конференции с прославленной спортсменкой.
Подготовка к уроку: ребята должны придумать названия газет, журналов, радио- и телепередач, сайтов и продумать вопросы для пресс-конференции.
Содержание урока
Слова человека – мерило его ума.
(Арабская пословица).

I.Речевая разминка. Проверка домашнего задания
Хоровое чтение считалки наизусть.
Жить не просто королям,
Если денег «по нулям».
Чтоб настала благодать,
Надо что-нибудь продать.
Раз – корону,
Два – дворец,
Три – солёный огурец.
Наш король сердит, беда,
Разбегайтесь кто куда!
(Н. Стожкова) 


II. Упражнение «Вспомним изученное»
Задание: дополнить предложения:
• Лексикология – это …(наука о лексике).
• Совокупность слов русского языка называется …(лексикой).
• Слово – основная значимая …(единица языка).
• В лексикологии слова изучаются как …(названия предметов).

III. Уяснение необходимости получения новых знаний. Озвучивание темы, целей и задач урока
1.Учитель:
-Кто мне может объяснить, что такое интервью? пресс-конференция?
Справка. Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа одного журналиста с каким-нибудь лицом.
Пресс-конференция – собрание многих журналистов для беседы с важным лицом.
-Мы с вами назвали слова «интервью», «пресс-конференция» а то, что они обозначают, определили с трудом.
Арабская пословица гласит: «Слово человека – мерило его ума». Давайте продолжать обогащать ум новыми знаниями и развивать творческое воображение. Для этого на уроке будем изучать слова как названия предметов, учиться пользоваться толковыми словарями и играть в ролевую игру «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».
Помните: вы журналисты спортивных изданий и вам нужно хорошо подготовиться, чтобы взять интервью у знаменитости.
2.Письменная фиксация темы урока в тетрадях и домашнего задания в дневниках.
(Слайд 1)

IV. Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками
Ролевая ситуация: подготовка к пресс-конференции с известной спортсменкой.

1. Сообщение учителя о лексическом значении слова.(Слайд 2)
Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. 

2.Практическая работа.
• Словарь: интервью, пресс-конференция, спорт, спортсмен, спортсменка. (Слайд 3)
Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма.

• Упр. 256. Что вы представляете, когда произносят слово «пловец»?
• Упр.257. Мини – викторина «Назовите слово по указанным лексическим значениям» - индивидуальная домашняя работа.
3.Слово учителя о признаках лексического значения слова. (Слайд 4)
Признаки описания лексического значения слова
-Что это? (Человек, предмет, игра…)
-Его (её) роль, назначение, суть?.. 

4. Практическая работа.
• Наблюдение за признаками описания лексического значения слова «судья».(Слайд 5)
-Человек.
-Это тот, кто судит игру.
• Упр. 258. Выделить существенные признаки при определении лексического значения слова «футбол».
(Спортивная командная игра. Состоит в том, что игроки стараются ударом ноги загнать мяч в ворота противника.) 

5. Знакомство с переводным и толковым словарями (Теория В). 

6. Работа с толковыми словарями (упр.260).
Задание: сформулировать самостоятельно лексическое значение слова «боксёр», затем проверить по словарю, правильно ли его определили. 

7. Учитель о построении словарных статей. (Слайд 6)
Бадминто`н -а, м. – Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.

8. Чтение диалога по ролям (с. 122). О том, что нужно делать, чтобы играть по-настоящему. 

9. Запоминание слов из таблицы «Советуем запомнить!»  (Слайд 7)
в баскетбол мячом
в футбол мячом
Играют (во что? чем?)_ в волейбол мячом
в теннис мячиком и ракеткой 

10. Письменная работа.
Задание: составить и записать предложения со словами из таблицы «Советуем запомнить!»
(Баскетболисты играют в баскетбол мячом. Футболисты играют в футбол мячом. Волейболисты играют в волейбол мячом, а теннисисты играют в теннис мячиком и ракеткой.) 

11. Рассказ ученика о сущности гандбола – индивидуальное домашнее задание.

V. Ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой»
1.Учитель:
-Уважаемые журналисты! На встречу с вами приглашена серебряный призёр Кубка Украины по ушу-саньшоу спортсменка Елена Осьмирко. Прошу поприветствовать её (ученики встают).
Об успехе ученицы 9-В класса нашей школы Лены Осьмирко жители нашего города узнали из газеты «Новый город» ( №48, от 25 ноября 2010 года) - демонстрируется издание.
Это издание поместило на одной из своих страниц поздравительную заметку и фото спортсменов, прославивших наш город. Среди талантливых спортсменов мы видим и Елену. (Слайд 9).
От вашего имени, уважаемые журналисты, я поздравляю Лену с высокой наградой и попрошу её ответить на ваши вопросы.
2. Вопросы «журналистов» с опорой на таблицу «Советуем запомнить! Формулы привлечения внимания и запроса информации» (с. 124 учебника).

VI. Итоги урока
1.Рефлексия
-Интересно ли вам было работать на уроке и почему?
-Кто из вас играет в спортивные игры и что вас в них привлекает?
-Что бы вы хотели сказать тем, кто ещё далёк от спорта?
2.Словарь: интервью, спорт, спортсмен, спортсменка, пловец, судья, переводной словарь, толковый словарь, футбол, боксёр, бадминтон, гандбол, ушу-саньшоу.
-Какие из слов называют людей? Игры?
-По каким словарям можно определить лексическое значение слова? (По переводному и толковому словарю.)
3.Оценки за урок.

VII.Домашнее задание
1.П.24 (выучить теорию).
2.Упр.266, 267, 269 (письменно, по выбору).
3.Упр. 272 (диалог, устно), 270 (рассказ, устно) – индивидуальные задания.

Завантажити урок можна ТУТ

Завантажити презентацію для уроку можна ТУТ

Категория: Російська мова | Добавил: ychitel (2011-01-06) | Автор: Пахер Г. М.
Просмотров: 6790 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пошук
Друзі сайту
Наші опитування
Оцініть наш сайт
1. Відмінно
2. Добре
3. Непогано
4. Погано
Всього відповідей: 14