Середа, 2025-01-15, 11:54:58Вітаємо Вас Гість | RSS
Ладижинська загальноосвітня школа №2
Меню сайту
Категорії розділу
Фізика [6]
Математика [23]
Історія [10]
Іноземна мова [14]
Початкова школа [62]
Російська мова [7]
Позакласна робота [40]
Географія [2]
Біологія [2]
Готуємось до виступів [20]
ОБЖ [6]
Фізичне виховання [13]
Українська мова та література [8]
Трудове навчання [2]
Проектна робота [1]
Світова література [2]
Проблеми, над якими працюють вчителі [1]
Хімія [2]
Міні-чат
200
Хто на сайті
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей


Головна » Статьи » Російська мова

Лексическое значение слова
Речевая тема: Спорт – это тоже игры по правилам
Цель:
• сформировать представление о лексическом значении слова и его признаках;
• научиться пользоваться толковым словарём;
• обогатить лексический запас словами на определённую тему;
• развивать творческое воображение и способствовать его воплощению; пробуждать желание заниматься спортом.
Оборудование: компьютерная презентация (слайды), толковые словари, условные микрофоны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Урок - ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».
Учебник: Н.Баландина, К.Дегтярёва, С.Лебеденко. «Русский язык, 5 класс». – Знания Украины, 2005.
Ролевая установка: ученики – журналисты спортивных изданий. Они готовятся к пресс-конференции с прославленной спортсменкой.
Подготовка к уроку: ребята должны придумать названия газет, журналов, радио- и телепередач, сайтов и продумать вопросы для пресс-конференции.
Содержание урока
Слова человека – мерило его ума.
(Арабская пословица).

I.Речевая разминка. Проверка домашнего задания
Хоровое чтение считалки наизусть.
Жить не просто королям,
Если денег «по нулям».
Чтоб настала благодать,
Надо что-нибудь продать.
Раз – корону,
Два – дворец,
Три – солёный огурец.
Наш король сердит, беда,
Разбегайтесь кто куда!
(Н. Стожкова) 


II. Упражнение «Вспомним изученное»
Задание: дополнить предложения:
• Лексикология – это …(наука о лексике).
• Совокупность слов русского языка называется …(лексикой).
• Слово – основная значимая …(единица языка).
• В лексикологии слова изучаются как …(названия предметов).

III. Уяснение необходимости получения новых знаний. Озвучивание темы, целей и задач урока
1.Учитель:
-Кто мне может объяснить, что такое интервью? пресс-конференция?
Справка. Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа одного журналиста с каким-нибудь лицом.
Пресс-конференция – собрание многих журналистов для беседы с важным лицом.
-Мы с вами назвали слова «интервью», «пресс-конференция» а то, что они обозначают, определили с трудом.
Арабская пословица гласит: «Слово человека – мерило его ума». Давайте продолжать обогащать ум новыми знаниями и развивать творческое воображение. Для этого на уроке будем изучать слова как названия предметов, учиться пользоваться толковыми словарями и играть в ролевую игру «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой».
Помните: вы журналисты спортивных изданий и вам нужно хорошо подготовиться, чтобы взять интервью у знаменитости.
2.Письменная фиксация темы урока в тетрадях и домашнего задания в дневниках.
(Слайд 1)

IV. Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками
Ролевая ситуация: подготовка к пресс-конференции с известной спортсменкой.

1. Сообщение учителя о лексическом значении слова.(Слайд 2)
Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. 

2.Практическая работа.
• Словарь: интервью, пресс-конференция, спорт, спортсмен, спортсменка. (Слайд 3)
Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма.

• Упр. 256. Что вы представляете, когда произносят слово «пловец»?
• Упр.257. Мини – викторина «Назовите слово по указанным лексическим значениям» - индивидуальная домашняя работа.
3.Слово учителя о признаках лексического значения слова. (Слайд 4)
Признаки описания лексического значения слова
-Что это? (Человек, предмет, игра…)
-Его (её) роль, назначение, суть?.. 

4. Практическая работа.
• Наблюдение за признаками описания лексического значения слова «судья».(Слайд 5)
-Человек.
-Это тот, кто судит игру.
• Упр. 258. Выделить существенные признаки при определении лексического значения слова «футбол».
(Спортивная командная игра. Состоит в том, что игроки стараются ударом ноги загнать мяч в ворота противника.) 

5. Знакомство с переводным и толковым словарями (Теория В). 

6. Работа с толковыми словарями (упр.260).
Задание: сформулировать самостоятельно лексическое значение слова «боксёр», затем проверить по словарю, правильно ли его определили. 

7. Учитель о построении словарных статей. (Слайд 6)
Бадминто`н -а, м. – Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.

8. Чтение диалога по ролям (с. 122). О том, что нужно делать, чтобы играть по-настоящему. 

9. Запоминание слов из таблицы «Советуем запомнить!»  (Слайд 7)
в баскетбол мячом
в футбол мячом
Играют (во что? чем?)_ в волейбол мячом
в теннис мячиком и ракеткой 

10. Письменная работа.
Задание: составить и записать предложения со словами из таблицы «Советуем запомнить!»
(Баскетболисты играют в баскетбол мячом. Футболисты играют в футбол мячом. Волейболисты играют в волейбол мячом, а теннисисты играют в теннис мячиком и ракеткой.) 

11. Рассказ ученика о сущности гандбола – индивидуальное домашнее задание.

V. Ролевая игра «Пресс-конференция с прославленной спортсменкой»
1.Учитель:
-Уважаемые журналисты! На встречу с вами приглашена серебряный призёр Кубка Украины по ушу-саньшоу спортсменка Елена Осьмирко. Прошу поприветствовать её (ученики встают).
Об успехе ученицы 9-В класса нашей школы Лены Осьмирко жители нашего города узнали из газеты «Новый город» ( №48, от 25 ноября 2010 года) - демонстрируется издание.
Это издание поместило на одной из своих страниц поздравительную заметку и фото спортсменов, прославивших наш город. Среди талантливых спортсменов мы видим и Елену. (Слайд 9).
От вашего имени, уважаемые журналисты, я поздравляю Лену с высокой наградой и попрошу её ответить на ваши вопросы.
2. Вопросы «журналистов» с опорой на таблицу «Советуем запомнить! Формулы привлечения внимания и запроса информации» (с. 124 учебника).

VI. Итоги урока
1.Рефлексия
-Интересно ли вам было работать на уроке и почему?
-Кто из вас играет в спортивные игры и что вас в них привлекает?
-Что бы вы хотели сказать тем, кто ещё далёк от спорта?
2.Словарь: интервью, спорт, спортсмен, спортсменка, пловец, судья, переводной словарь, толковый словарь, футбол, боксёр, бадминтон, гандбол, ушу-саньшоу.
-Какие из слов называют людей? Игры?
-По каким словарям можно определить лексическое значение слова? (По переводному и толковому словарю.)
3.Оценки за урок.

VII.Домашнее задание
1.П.24 (выучить теорию).
2.Упр.266, 267, 269 (письменно, по выбору).
3.Упр. 272 (диалог, устно), 270 (рассказ, устно) – индивидуальные задания.

Завантажити урок можна ТУТ

Завантажити презентацію для уроку можна ТУТ

Категория: Російська мова | Добавил: ychitel (2011-01-06) | Автор: Пахер Г. М.
Просмотров: 6835 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пошук
Друзі сайту
Наші опитування
Чи потрібно оприлюднювати рейтингову успішність учнів школи?
1. Так, це гарна думка
2. Ні, це порушення прав людини
3. Так, мені цікаво порівняти успішність своєї дитини з іншими
4. Ні, я не хочу, аби всі бачили, як навчається моя дитина
5. Мені байдуже
Всього відповідей: 13